В.С.Глаголев
НАЦИОНАЛЬНОЕ И
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ
В ПОЛИТИЧЕСКИХ КУЛЬТУРАХ
Мотивация политической деятельности включает, как
правило, геополитические, культурные и мировоззренческие ориентиры. В ходе самоутверждения
теорий политики их авторы могут обратиться к таким проблемам как смысл
исторического существования и религиозный долг нации, народа, миссия
государства перед миром и т.д.
Существенную роль в политической жизни играют
этно-национальные и конфессиональные структуры, события и процессы.
Трайбализм
на
политической арене
Мировое
сообщество наших дней представлено тысячами этно-национальных групп; многие из
них продолжают традиционный образ жизни небольших общин и практически
изолированы от государственно-политических процессов тех стран, на территории
которых они находятся. Другие, как правило, более крупные по численности,
объединены в родо-племенные и межплеменные союзы. В ряде районов Африки и Азии
на базе таких союзов существуют партии и движения трайбалистского типа,
оказывающие заметное влияние на обстановку в регионах, на состав политических
элит в ряде стран и на политику, проводимую последними. Два-три десятилетия
тому назад трайбалистские движения пытались реализовать свои цели через
государственные структуры, создавая реальную угрозу
территориально-государственной целостности во многих странах. Так, Катанга
пыталась отделиться от Заира, Биафра - от Нигерии, Эритрея от Эфиопии. Сходные
события имели место в Западной Африке, в пограничных районах Индии, Бирмы, на
территории Индонезии и т.д. Да и в наши дни, например, в Заире, в Уганде и в
др. государствах деятельность политических партий запрещена под тем предлогом,
что они противопоставляют друг другу граждан по племенным (или расовым )
признакам. Специальное постановление ОАГ (Организации африканских государств)
не признает законность племенных и национальных движений, направленных на
раскол территориальной целостности и ломку государственных границ.
Третья группа этносов пережила стадию родо-племенной
раздробленности и сплотилась в устойчивые общности типа народностей. Их лидеры
и представители пользуются лозунгами, идеями, отражающими уровень самосознания
этих общностей, стереотипы отношения их к этническим соседям, особенно сосуществующим
с ними в одном государстве. Трагические события в Руанде показали, что механизм
межэтнической вражды продолжают давать кровавую жатву в практике геноцида.
Четвертая группа этносов переживает этап формирования наций
на базе народностей и родо-племенных групп. Эти процессы не идут, как известно,
линейным путем; в них нередки периоды стагнации и движения вспять, обостряющие,
как правило, «донациональные» этапы взаимоотношения этносов с их четким
противопоставлением «мы - они», «свои-чужие». Наиболее дальновидные политики
Афганистана отмечали в 1980-х г.г., что судьба революции зависит от того, с кем
окажутся, в конечном счете, племена. «Александр Македонский воевал с ними три
года, пытаясь пробиться в Среднюю Азию во время похода в Индию, Чингисхан застрял
здесь и вынужден был повернуть обратно на север, англичане так и не смогли
прорваться из Индии в Среднюю Азию через зону племен, хотя они лучше всех их
изучили и завели там свою агентуру. Русские совсем не знают племен и, как
следствие, совершают тяжкие ошибки».[1]
В полиэтнических государствах обострение отношений между
этносами приобретает, как правило, характер цепной реакции «обращения к
истокам», «зову голоса крови». С помощью разнообразных мифов здесь создаются
образы «генетической подлинности» и «чистоты», а также этнической идентичности,
давно утраченных в многообразных переплетениях национального генофонда и
сопровождающих их культурных образований. Среди этих мифов фигурируют и
трансформированные образы родо-племенных религий, существовавших у этносов до
их сплочения в народности, неоднократно подвергавшихся как синкретизации
(сочетанию), так и сепарации (отделению и противопоставлению) по отношению к
религиозным образам и культовой практике этносов-соседей. Этносы-соседи, как
известно, нередко бывают в ситуациях доминирования или, наоборот, подчинения. В
таких случаях религиозные формы освящают (сакрализируют) статус этноса, либо,
при определенных условиях инициируют, наряду с другими формами этнического
самосознания (предания, фольклорное искусство и т.д.), духовное сопротивление
поработителю и сохранение культурных традиций «подчиненного» этноса. Между
интересами этнических групп и их религиозными структурами существует, как
правило, однозначная связь: «свои» религии обеспечивают интересы «своих»
этносов. «Чужие» этносы используют «свои» религии для обеспечения господства
над подчиненными этническими группами, добиваясь, в конечном счете, их
культурной ассимиляции. Напротив, индуцирование «своей» религии продлевало порабощенному
этносу его агонию во враждебном этническом окружении, а нередко обеспечивало и
мобилизацию его сопротивления.
Стадия национальных религий известна многим народам,
преодолевшим родо-племенной тип организации жизни ради более разнообразных, динамичных
и устойчивых хозяйственных и культурных связей. Формирование народностей часто
форсируется образованием государства; в этих случаях национальная религия
становится формой его небесной санкции. Если та или иная народность утрачивает
свою государственность ( в силу добровольного союза с другими или в результате
завоевания), национальная религия часто выступает в роли хранителя сакральных
аспектов культуры (язык, ритуалы, наиболее значимые навыки ответственной
практики - врачевания, магии и т.д.). Тем самым обеспечивается консервация
культурной идентичности народности.
Наиболее красноречивым примером служит история иудаизма в
условиях римского владычества и последовавшего рассеяния евреев с территории
Палестины. В определенных случаях этот тип консервации культуры сопровождается
самоизоляцией народности (нередко в труднодоступных районах или в гетто) и
стимулированием в ее среде недоверия к иноверцам, к «чужим» этносам.
Ряд малых этносов, активно взаимодействуя с культурой более
крупных, сохранил свою самобытность до ХХ века. Таковы, например, караимы. Их
самоопределение по религиозному признаку включает два пласта: 1) родо-племенные
верования; 2) элементы иудаизма и ислама, синкретизированные с этими
верованиями. Вначале развитие стабильных отношений с этно-национальными
общностями соседей осуществлялось караимами по второму варианту; иудаизм, а
затем ислам ориентировали их на отношения сотрудничества с более крупными
этносами. Родо-племенные верования караимов оживились после того, как
завершилось формирование их своеобразной культуры. В ней этот этнос осознал
себя, почувствовал свое место и
значение в мире; поэтому его обособление от других, более крупных и влиятельных
народов, осуществлялось уже путем выделения в самосознании древних
родо-племенных верований.
Упомянутый механизм национально-религиозного
самоопределения отразил опасность тенденции ассимиляции малых этносов по мере
приобщения к более развитой религии. Обращение к «родовым корням» нередко
осуществляет функцию духовного сопротивления малых народов угрозе
экспансионизма со стороны более активных и часто культурно развитых
этносов-соседей.[2]
Рассмотренные ситуации позволяют предложить некоторые
рекомендации. Во-первых, следование принципу толерантности в случаях этно-религиозного
самоутверждения, не ставящих под сомнение безопасность государства и его
ключевых прерогатив; во-вторых, необходимость внимания к контекстуальному
содержанию и к направлениям наиболее вероятной актуализации этно-религиозных
представлений; в-третьих, - учет значения духовных связей этно-национальных
групп с исторически близкими общностями (например, прототюркские,
протоболгарские и др.); в-четвертых, - знание конкретных механизмов
этно-конфессиональной солидарности в жизни всех народов, сравнительно недавно
сформировавшихся в качестве наций.
Конфликты, в которых участвуют страны, где большинство
населения исповедует, с одной стороны, христианство, а с другой - ислам, легко
приобретают характер этнической и религиозной розни. Прежде всего со стороны,
связанной (симпатиями или прямым членством) с Организацией исламская
конференция. На бытовом уровне ответная реакция быстро следует, как правило, и
с «христианских» позиций.[3]
Внешним признаком мировых религий является степень их
распространенности: не только по числу последователей, но и по разнообразию
родо-племенных групп, наций и народностей, исповедующих одно из этих
вероучений. Отличительная особенность этих религий - пересечение ими
государственных границ не только в тех случаях, когда границы разделяют одну и
ту же этно-национальную группу (или группы, близкие по происхождению), но и
когда государственная демаркация проходит между гетерогенными этносами.
Мировые религии сложились задолго до формирования наций. В
определенных случаях каждая из них способствовала историческому сближению
определенных культур и, как следствие, социо-психологических черт групп этносов
и народностей, давших в итоге ту или иную национальную общность. Четкие системы
догм, религиозных представлений и культов в каждой из этих религий, своеобразие
принципов организации религиозных общин, а, в определенных случаях, - и
существование центров управления последними (опирающихся на идею мистического
единства последователей каждой религии), наложили свой отпечаток на национальные
культуры, оказавшиеся в орбите влияния той или иной из мировых религий.
Международные связи последователей этих религий строились не только на
отношениях соседства и этнической близости, но, прежде всего, на основе
создания общин единоверцев (как путем добровольной перемены веры, так и
принудительного обращения в нее). Союзы с единоверцами из других государств
расширяли спектр связей общин, создавали новые возможности людских и денежных
ресурсов, обеспечивали поддержку - или противодействие - религиозных центров.
Вместе с тем утверждение той или иной мировой религии не
означало унификации культуры, искоренения местных и региональных культурных
традиций (за исключением случаев религиозных войн, когда сознательно
уничтожалась культура этносов и народностей, исповедовавших инорелигиозные
ценности).
Каждая мировая религия постепенно освоила гигантскую
территорию общих для нее святынь, мест особого почитания; создавалось
культово-идеологическое пространство, далеко выходящее за рамки данной
местности, страны, региона. Практика паломничества, не прерывающаяся
тысячелетия, поддерживала значение этой особой, супер-этнической и
супер-государственной культурно-ценностной ориентации. Почитание буддистских
святынь Южной Индии и Тибета, христианских - Иерусалима, Рима и Афона,
мусульманских - Мекки, Медины, Иерусалима сочетается с культом святынь
регионального и местного уровня в каждой из этих религий. В складывающихся
общенациональных самосознаниях общерелигиозные доминанты сочетались с
региональными культурными ориентирами; последние, в периоды исторических
испытаний наций, достаточно продвинувшихся по пути консолидации, способствовали
проявлению разнообразных центробежных тенденций сепаратизма и местничества. Как
правило, это сопровождалось децентрилизацией церковного управления и созданием
его структур, ориентированных на поддержку политики местных кругов. Опасность
религиозно-политического изоляционизма компенсировалась активным поиском
единомышленников и союзников как среди единоверцев (в масштабе земного шара),
так и среди тех, кто солидаризовался с данным движением по политическим
мотивам, не разделяя его религиозной ориентации.
Среди мировых религий общерелигиозное движение Реформации
произошло только в католицизме. Сходные
по содержанию и направленности сектантские течения в буддизме и в
исламе, а также в православии, получили лишь локальное распространение в
некоторых культурно-религиозных зонах. Их политико-национальное влияние не
обеспечило становления новых общественных укладов. Не вызвало и религиозных
войн такого масштаба и последствий как Крестьянская война в Германии, гуситское
движение, Контрреформация и Тридцатилетняя война в Европе. Реформация положила
начало практике политической и экономической секуляризации, оказавшей
воздействие на все аспекты взаимоотношений христианства с национальной
культурой: образование, наука, художественное творчество, организация быта и
местной культурной жизни. При всем значении общерелигиозного тезиса: « В Христа
мы веруем» протестантские страны раньше и быстрее пошли по пути диверсификации
повседневного уклада жизни, проявили большую гибкость и избирательность в
сочетании местных, национальных и международных достижений. В поликультурных и
полинациональных - по «стартовым позициям» - США общехристианский тезис протестантизма
был, как известно, модифицирован в формулу «В Бога мы веруем». Это сняло
препятствие для культурной интеграции в американскую нацию европейских, а затем из афро-американских и
мусульманских общин, создавало здесь ситуацию уникальной поликонфессиональности.
Статус «тигля наций», который имели (и до сих пор сохраняют
США) пополнился их ролью уникального поля сосуществования религий
(сопоставимого с условиями Индии) и, при определенных условиях, сферы их
интенсивного диалога, взаимодействия. Здесь более часто, чем в других районах,
появляются разнообразные экуменические проекты, варианты сочетания
конфессиональных компонентов в новые структуры - как эклектические, так и
тяготеющие к известной целостности. Примером последних может служить популярность
в США движения «бахаи» - своеобразного варианта исламского «протестантизма».
Направления
влияния
религиозных
организаций на
политическую
жизнь в совре-
менном мире
Законодательное
закрепление в США общего принципа
протестантского варианта секуляризации - отказа государства от прямого
предпочтения какой-либо одной конфессии другим (при поддержке религиозной
мотивации фундаментальных устремлений в государственной, национально-культурной
и семейно-бытовых сферах) - заметно снижает воздействие на американскую внешнюю
и внутреннюю политику политических партий с религиозными программами,
основанными на однозначной ориентации на ту или иную конфессию. Разумеется,
политики на уровне штатов, равно, как и претенденты на выборные государственные
должности местного уровня, учитывают, наряду с прочими, и балансы
межконфессиональной мозаики. Тем более, что последние сказываются на финансовой
поддержке тех или иных программ, на популяризации их местными штатными и
общенациональными СМИ. Зависимость
финансирования банками от конфессиональной ориентации, - типичная
картина для католических, некоторых православных и исламских стран Старого
света. Но здесь, в отличие от США, в ряде стран действуют общегосударственные
политические партии, основанные на открытых национально-конфессиональных
предпочтениях: иудаистские, католические, православные (в Греции, на Кипре),
буддийские, индуистские, исламские. Расово ориентированные
религиозно-политические движения существуют в Южно-Африканской республике.
Среди афро-негритянских как христианских, так и мусульманских политических
течений заметны антизападные национально-культурные установки и стереотипы.
Последние преобладают среди мусульманских политических движений в других
регионах и континентах (что, между прочим, создает «бахаитам» положение «белой
вороны» в мусульманском мире). Конфессиональные позиции отличают, понятно,
деятельность лидеров теократических государств (Папы Римского, Далай-ламы),
руководителей религиозных течений, церквей, религиозных организаций, действующих
в профсоюзном движении, среди женщин, молодежи, студенчества, в начальных и средних учебных заведениях, в научных
учреждениях (включая Папскую академию наук при Ватикане), в системе
здравоохранения и культуры, в СМИ. Следует иметь в виду, что в конституциях
более чем 40 государств современного мира предусмотрен статус государственной
или господствующей религии или церкви. Имеет место и конституционное признание
равенства религий и церквей, не предусматривающее отделения церкви от
государства (Япония, ФРГ и др.). Конституция лишь немногих стран (США, Франция,
Россия, ряд республик СНГ и государств Восточной Европы) предусматривают
отделение церкви от государства.
Истории известны и случаи объявления «вне закона»
традиционных религий и конфессий. Иногда это было проявлением борьбы одной
религиозной идеи против другой, за которой скрывались политические и
социокультурные интересы (реформы Эхнатона в Древнем Египте, запрещение
христианства Юстианом-Отступником в Римской империи, введение М.Робеспьером
культа Верховного Разума во время якобинской диктатуры и др.). В ХХ в. ряд
радикальных политических течений, разделявших разнообразные доктрины атеизма,
неоднократно декларируют как борьбу с религией, так и запреты исполнения любых
религиозных обрядов. Запреты в этой области сопровождались, как правило,
разнообразными националистическими идеологическими мероприятиями.
«Политическая
религия» как
социо-культурное
явление»
Так,
национал-социалистическое движение в Германии в 1930-х - первой половине 1940-х
гг. использовало антихристианские идеи Ф.Ницше для демонстрации своего разрыва
с «расслабляющим» воздействием христианства на немецкий народ. Нацистская
идеология использовала древнегерманскую и арийскую мифологию в истолковании
немецкой национальной истории, в утверждении приоритетов национальной
психологии и поведения, в государственной символике и т.д. По существу, была
предпринята попытка своеобразной реставрации неоязычества под видом обращения к
«незамутненным» национальным истокам.[4]
Далеко не случайно поэтому известный немецкий писатель Г.Белль назвал позицию
противников нацизма отказом от «причастия буйвола».
В странах, проводивших, по существу, политику
«государственного атеизма « (СССР, КНДР, Албания, КНР в период «культурной
революции») ряд традиционных религиозных структур был значительно редуцирован
административными средствами (и частично ушел в подполье). Другие же, сохраняя
тесные связи с повседневными традиционным укладом жизни (например, в
среднеазиатских республиках СССР) сумели адаптироваться к политической ситуации
и сыграли активную роль в духовной легитимизации сепаратистских движений,
приведших к распаду СССР и испытывающих « на прочность» государственное
пространство постсоветской России. Религиозный момент участвовал в
стимулировании активности национальных сил, осуществлявших в последнее время
становление государственной самостоятельности Чехии и Словакии и кровавый
распад СФРЮ. Правда, в
названных странах политика «государственного атеизма» не получила
сколько-нибудь заметного размаха. Так, в Болгарии скорее имела место политика
государственного предпочтения православия - исламу. Понятно, что фактическая
национальная дискриминация по религиозным основаниям стимулировала среди
болгар-мусульман ( и сербов-мусульман в СФРЮ) требования автономии и даже
государственного отделения, а среди венгров Румынии - стремление к развитию
отношений с братьями «по крови и вере» из соседней Венгрии. Другой аспект
запрета на конфессии связан с феноменом «политических религий»[5].
Принудительный
запрет некоторых и даже всех конфессий не затрагивает многих сторон того
социокультурного уклада, который из поколения в поколение обеспечивает
потребность в религиозных формах самосознания. Экономические, социальные,
бытовые «корни» религии сохраняются, как и потребность в религиозных способах
освящения («сакрализации») общественной практики. Многовековые традиции
религиозной психологи были направлены в русло поощряемых политических
проявлений. Отсюда формула В.Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых»,
сохранявшаяся в советской официальной идеологии почти шесть десятилетий,
«момументализация» страны, строительство мавзолеев и почитание мумий
политических лидеров (в СССР, в Болгарии, в определенный период - в
Чехословакии, в КНР, КНДР, во Вьетнаме, в Анголе, в одно время провозгласившей
верность марксизму-ленинизму). Систематическое насаждение культов и культиков
руководящих личностей также эксплуатировало в странах, проводивших политику
«государственного атеизма», традиции религиозной психологи населения. В
некоторых республиках СНГ культ личности государственных лидеров в настоящее
время получает поддержку и освящение легализованных и возрождаемых религиозных
институтов. Он используется как противовес возможным, а иногда и реальным
сепаратистским движениям в этих странах.
Своеобразие
этнокультурных позиций
Русской
Православной Церкви
Исторический опыт сосуществования Русской Православной
Церкви с государственной властью и политическими движениями в России определил
официальное дистанцирование ее руководства от текущих политических событий.
Влияние церкви на повседневную жизнь России дает о себе знать через присутствие
православия в русской, украинской, белорусской культурах и в культурах других
народов страны. (Как известно, христианско-православная культурно-религиозная
традиция относится, прямо или косвенно, более чем к 80% населения страны).
Международные связи России с Грецией, Кипром, южно-славянскими государствами
облегчаются существованием духовного родства с народами этих стран,
обусловленного православной ориентацией, участием России в освобождении греков
и славян от османского ига. Далеко не исчерпаны огромные исторические
возможности взаимопонимания между Русской Православной Церковью, с одной
стороны, Грузинской Православной церковью, с другой, Как, впрочем, и с
Армяно-грегорианской церковью.
Переплетение государственно-церковных интересов как во
внутренней жизни страны, так и во внешнеполитической деятельности не
закреплено, как известно, законодательными положениями и носит в России
характер практического взаимодействия. Однако, было бы опрометчиво сбрасывать
со счетов его значение как для наших дней, так и для будущего.
Значение православного национально-культурного компонента следует
учитывать при составлении прогнозов относительно евро-азиатского
геополитического статуса России. Здесь, как известно, приходится сопоставлять
показатели, относящиеся как к социально-пространственным измерениям (география
размещения населения и его характер, особенности социальной среды, коммуникации
и т.д.), так и к измерениям социально-временным (история, последовательность,
темп и др.). Реальная структура геополитического и историко-культурного
пространства проявляется, в частности, в этно-национальных и религиозных
процессах. Так, из утверждения, что 2/3 территории России находятся в Азии,
вовсе не следует прямого вывода, что ее государственные ( в том числе
экономические, военные, культурные интересы), в первую очередь, относятся к
этому континенту.
При рассмотрении общественной роли так называемых
синкретических наций и синкретических культур приходится давать оценку
удельного веса составляющих их основных элементов. Конечно, такие оценки носят
приблизительный характер как в силу динамичности самих наций и культур, так и
многообразия проявлений внешнего влияния на их субстратную основу. Известно,
что англо-культурный субстрат американской нации в XIX -XX в.в. был заметно потеснен в
своем значении ирландским, немецким, польским, украинским, еврейским, русским
потоками иммиграции. В последнее десятилетие к ним присоединился и
латиноамериканский поток.
Не менее сложна картина взаимоотношений славянского и
тюркского субстратов русской нации, влияния на них польско-украинского,
литовско-белорусского, еврейского и иных составляющих компонентов. Однозначные
оценки доли и места каждого из них могут вести к критерию «крови», т.е. к
белому расизму. В условиях глубоких секуляризационных процессов и образования
многообразных синкретических религий беспочвенны попытки считать русскими лишь
людей, исповедующих православие. К тому же здесь стирается грань, существующая
в языково-культурной сфере между русскими и украинцами, русскими и белоруссами,
белоруссами и украницами, также исповедующими православие.
С известными основаниями образ размытых границ нации, ее
переплетений с многообразием культур и религий, ее готовности к восприятию
гетерогенных влияний (состояние «открытости») можно уподобить образу
элементарной частицы в современной физике. Поле такой частицы вступает во
многообразные отношения с окружающей средой. И, продолжая аналогию, подобно
элементарной частице, каждая нация сохраняет свой неповторимый характер,
проявляющийся, в частности, и в мере доверия ( а значит, и «открытости») во
взаимоотношениях с нациями и этносами - соседями.
В каждый исторический период восприятие ею инонациональных,
инокультурных, инорелигиозных влияний следует известной «пропускной
способности», т.е. довольно устойчивому порядку, последовательности,
направлению, ритму и пр. Последние организуют внешний хаос межнациональных и
межрелигиозных встреч, эпизодических контактов. Для политика, социолога,
культуролога чрезвычайно важна картина наиболее вероятных повторений «встреч»
наций, религий, культур, направлений их сочетаний и, возможно, последующего
синтеза. Выделение социоисторических и социокультурных доминант в
межнациональных и межрелигиозных отношениях позволяет избежать эклектики в
описании синкретических культурных процессов. Тем более, что присущие им
импульсы редко взаимоуравновешены и равнозначны.
Социальное
время
политики,
этноса и
религии
При анализе
взаимодействия национального и религиозного моментов в политических культурах
важны проявления социального времени в каждой из этих сфер. Наиболее
импульсивно и подчинено конкретным ситуациям время планирования и реализации
политических акций. Оно учитывает историю религий и наций, но использует ее как
бы «прерывистым», вариативным образом. В политике за короткое время могут быть
задействованы предпосылки, складывающиеся в национально-религиозной сфере
десятилетиями и даже столетиями.
«Время этноса»
связано с его самосознанием, восходящим, как правило, к мифологическим образам.
«Время
народности» и «время нации» исчисляется значительными отрезками; при этом, как
известно, «время нации» составляется из осознания общих моментов в истории
разных народностей, постепенно сливавшихся в единый национальный комплекс.
Мифологическое
время религии - вечность. Отсюда - характерное для религиозной идеологии
отношение к политическим событиям и национально-этническим трансформациям как к
некоторым внешним фактам, лишенным основополагающего сущностного значения. За
счет этого религиозное отношение к перипетиям истории может предложить
известное утешение при развязках политических, национальных и этнических
трагедий; религия обращает внимание людей на более фундаментальные, с ее точки
зрения, уровни бытия человеческого. И обратно, сакрализация религией
политических и этно-национальных процессов до предела обостряет
непосредственное переживание событий в данных областях. Усиливается как восторг
успеха, так и боль поражения. Поэтому религиозное влияние на политику может
иметь характер установки на накопление сил и средств до тех пор, пока не
появится одобрение той или иной политической акции (или системы действий) со
стороны религиозных авторитетов. Деятели политики и культурные вожди наций ищут поддержки традиционных
религиозных авторитетов либо обеспечивают поддержку общественности
квази-религиозными средствами (реформирование религии, «живые церкви»,
«политические религии» и т.д.).
«Гражданская»
религия
или «религия в
гражданском
обществе»
Наряду с такими
вариантами политико-национальной консолидации прорабатываются перспективы места
религии в обществах, обеспечивающих относительную стабильность в
социально-экономической и социо-культурной сферах на основе утверждения
демократических институтов и традиций их функционирования. В данной связи как
опыт секуляризационных процессов в ряде стран (скандинавских, Франции, ФРГ)
Европы и в США, а также политики всеобщей «атеизации» и гонений на религию в
СССР и в других государствах стимулирует обсуждение условий существования
религии в «гражданском обществе». Модель гражданского общества предполагает соблюдение
принципов свободы совести и признание особых прав и свобод верующих граждан,
вытекающих из их конфессиональной практики (миссионерство, выбор конституционно
признанной альтернативы исполнению воинских обязанностей, освобождение от
профессиональной деятельности в дни религиозных праздников, обеспечение
государством необходимых процедур для осуществления паломничества к религиозным
святыням и др.). Эта модель предполагает отказ от политики межконфессиональных
конфликтов как способа воздействия на межэтнические, межнациональные и иные
ситуации. Вместе с тем выделяется способность религии интегрировать ряд
аспектов социокультурной жизни, положительно воздействовать на этику труда и
обучения, на освоение личностью духовных начал при выборе решений и осуществлении
конкретных способов действий. В условиях США в последние годы, как показали, в
частности, исследования преподавателя МГИМО В.Р.Легойды.[6],
популяризируется «гражданская религия» как квинтэссенция интегративных
общественных возможностей каждой из конфессий, оставивших практику самоизоляции
своих последователей. В России для сходных целей получают распространение идеи
«соборности» как некоего единства государственности, общественности и личности,
«души народа» как целостного социокультурного и религиозного образования,
неотделимого от исторической деятельности и идеалов православия. При этом
православие проявляет готовность к диалогу с так называемыми «традиционными»,
«укорененными» в России религиями: старообрядчество, католицизм, лютеранство,
ислам, ламаизм и отрицает право на «благодать Святого Духа» «тоталитарных» сект и объединений
(оккультисты, теософы, кришнаиты, дианетики, «рерихисты» и др.).
Соответственно, православие не признает гражданско-ответственные инициативы
последователей названных течений. В ответ их представители выдвигают тезис, что
православие не выработало концепцию демократических ценностей, а его попытки
гармонизировать общество сохраняют традиционные авторитарные позиции,
унаследованные от периода самодержавия и тоталитаризма. Развитие полемики в
этом направлении неизбежно ведет к нарастанию идейной конфронтации.
Критерии и
содержание
российской общенациональной идеи
Теоретический анализ взаимодействия политического,
национального и конфессионального не является самоцелью. Он призван обеспечить
обоснование аксиологического выбора, оптимально сочетающего в себе три
выделенных компонента общественной жизни. Возможно, роль общероссийской идеи
может сыграть формула елизаветинского вельможи П.И.Шувалова «Сбережение
народа», выдвинутая около 250 лет назад и в последнее время неоднократно
воспроизведенная А.И.Солженицыным в его публичных выступлениях.[7]
«Сбережение
народа» означает, в первую очередь, политику, избегающую военных конфликтов и
вооруженных столкновений, в том числе в сфере национально-религиозных
отношений. Во-вторых, разумную политику затрат бесценного дара - человеческого
времени, на единицу продукции, на государственные, социальные и иные проекты.
В-третьих, систему мероприятий в сфере экологии и здравоохранения, способствующих
не просто продлению человеческой жизни, но и удлинению в ней периода
содержательного творческого труда. В-четвертых, сохранение этнического и
национального генофонда, - биологической основы разнообразия способностей,
талантов, обеспечивающих симфонию российской культуры. Емкость формулы
позволяет преодолеть одномерность шагов политики и, вместе с тем, обеспечить их
координацию по разноплановым национально-этническим и религиозным азимутам как
в социальном пространстве, так и в социальном времени.
Рекомендуемая литература
1. Здравомыслов А. Проблемы становления русского национального
самосознания в новом политическом пространстве //Трансформационные процессы в
России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. М., 1996. -
С.82-88.
2. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и
межнациональные конфликты. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1998.
3. Мчедлов М.П. Особенности конфессионального сознания в современной
России. // Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их
отражение в массовом сознании. М., 1996. - С.102-112.
4. Сикевич З.В. Этносоциология: Национальные отношения и
межнациональные конфликты. С. - Пб., 1994.
5. Этнокультурный облик России: исторические традиции взаимодействия
народов: (По материалам отечественной этнографической литературы):
Научно-аналитический обзор. РАН, ИНИОН. М.: 1995.
6. O’Brien, C.C. God land. Reflections on
religion and nationalism. - Cambridge (Mass.); London: Harvard univ.press,
1988.
7. Dictionnaire de l’ethnologie et de
l’anthropologie .Paris, PUF, 1992.
8. Samuel, Al. Les religions aujourd’hui Bruxelles,1992.
[1] Леонов Н.С. Лихотье. М., 1994. -С.270.
[2] См.более подробно. Глаголев В.С. Религия караимов /теоретико-исторический анализ/ - М, МГИМО, 1994.
[3] См.Oakeshott, M.Religion, politics and the moral life. New Haven; London. Yale univ.press, 1993. P.166.
[4] В настоящее время сходные тенденции заметны в идеологии крайнего славянского национализма, обращающегося к древнейшим родо-племенным структурам. Об этом свидетельствуют, например, следующие публикации: Древность: Славяне. М., 1996. Ю.Шилов; Прародина ариев. - История, обряды и мифы. Киев, 1995; Кандыба В.М. Ригведа. Религия и идеология русского народа. С. - Пб.1996; Данилов В.П. Русь ведическая в прошлом и настоящем. Основы мистической политологии. М., 1996 и др.
[5] Sironneau J.-P. Secularization et religions politiques. - La Haye - Paris - New-York, 1982. P.p.18-19.
[6] См.Газ. «Татьянин день», 1996, №7, май. - С.28-30.
[7] Русская мысль, №4167, 27 марта - 2 апреля 1997. - С.8.